Cheslav (cheslav_kara) wrote,
Cheslav
cheslav_kara

Categories:

Боевые корабли-музеи и памятники мира - итоги.

Итак, в результате проведенной работы я насчитал в мире (включая Россию) более 500 боевых кораблей, катеров и подлодок в виде музеев, памятников, мемориалов, "подвижных музеев" и наглядных пособий (далее для краткости я буду называть их "объектами"). В это число не входят отдельные части кораблей и ПЛ, человеко-торпеды, транспортировщики боевых пловцов и другие подобные средства, 100% реплики, маломерные катера, спасательные и исследовательские подводные аппараты, а также гражданские (невооруженные) суда, даже если они и включены формально в состав ВМС или БОХР.
2 КРЛ Михаил Кутузов _1202.jpg
На полноту и абсолютную достоверность информации не претендую, дополнения и замечания всячески приветствую. Далее - некоторые статистические итоги и отдельные интересные факты.
Итак, наибольшим музейным флотом обладают :

США - более 103 единиц.
Россия - 55 (+2) ед.
Китай - более 43 ед.
Германия - 35 (+4) ед.
Великобритания - 30 (+2) ед.
Нидерланды - 23 (+3) ед.
Южная Корея - 23 ед.
Швеция - 18 ед.
Норвегия - 13 ед.
Румыния - 13 ед.
Турция - 13 ед.

(Пояснение: число в скобках означает объекты, которые вроде бы есть, но текущий статус/состояние/местонахождение их установить не удалось; а также объекты, например, из закрытых музеев, которые еще не утилизированы, но дальнейшая судьба их под большим вопросом; либо наоборот, объекты, которые находятся в стадии превращения в музей/памятник, но еще не доступны для осмотра (как, например, наша АПЛ К-3); а также различные "спорные" случаи.)

Как видно, размер "музейного" флота далеко не всегда соответствует тому месту, которое занимал реальный флот страны в мировой "табели о рангах". Выделяются, например, бережливые северные европейцы, а вот такие серьезные (в прошлом) "морские" державы как Италия и Испания вообще не сохранили ни одного своего боевого надводного корабля (у итальянцев - 3 ПЛ и 4 торпедных катера, а у испанцев - 1 ПЛ, 4 СМПЛ и 1 катер). Ну и то, что Россия на втором месте - сам не ожидал (правда Китай нас стремительно догоняет и скоро, вероятно, превзойдёт). Имейте в виду также, что здесь не учтены гражданские суда (а в некоторых странах их очень немало), и с ними картина, по всей вероятности, поменяется.

По классам:
Самым распространенным классом корабля-музея является неатомная подлодка - их в мире 97 (+5) штук, если считать все скопом. Если разбить по подкласам, то получается так: 1 с баллистическими ракетами (ChangCheng-1), 2 с крылатыми ракетами ( USS Growler и К-24), 86 (+5) торпедных ДЭПЛ постройки после ПМВ, 5 "ранних" ПЛ (постройки до ПМВ), 3 экспериментальных/учебных.
На втором месте - сверхмалые подлодки (СМПЛ) - 65 (+9) шт.
Из надводных больше всего торпедных катеров (ТКА) - 62 (+2) шт.

Далее, по остальным классам:
1 ПЛАРБ (Le Redoutable (фр.))
3 (+1) АПЛ (HMS Courageous, USS Nautilus, Чанчжэн-1, (К-3 "Ленинский комсомол")).
7 авианосцев (2 пр.1143, 4 тип Essex, 1 тип Midway)
8 линкоров (все в США)
8 крейсеров (в т.ч. 1 с ЗРК (USS Little Rock), остальные 7 чисто артиллерийские (HMS Caroline, HMS Belfast, USS Olimpia, USS Salem, Г.Авероф, Аврора, Мих.Кутузов)
31 эсминец (в т.ч. 2 современных УРО (Molders и Беспокойный), 18 артиллерийских, дооснащенных ПКР или ПЛУР, 11 чисто артиллерийских)
22 фрегата (в т.ч. 5(+1) современных УРО, 5 артиллерийских, дооснащенных ПКР, 12 чисто артиллерийских)
6 корветов (все чисто артиллерийские)
11 (+1) десантных кораблей
7 канонерских лодок (включая условно причисленные у этому классу)

20 ракетных катеров
44 мореходных патрульных/сторожевых катера (ПКА) + 14 речных ПКА,
18 речных бронекатеров
25 десантных катеров

Остальные классы представлены меньшими числами или единичными образцами.

По типам:
Самый многочисленный тип музейного объекта - германская СМПЛ типа Biber ("Бибер", вики). Их в мире сохранилось 16(+3) шт. В 1944г Германия наштамповала их аж 324 штуки, однако боевые успехи этих СМПЛ оказались ничтожными и на ход войны они практически не повлияли.


Из "нормальных" ПЛ самые многочисленные - тип Oberon , английской постройки, 1957-78 г.п. (вики), их сохранилось 9(+1) шт.


Среди надводных кораблей первое место делят ТКА проекта 123К и бронекатера проекта 1125. Тех и других установлено по 13 штук.
К ТКА пр.123К можно еще добавить их родных братьев - 2 ед. пр.123бис и 1 "клон" - тип Р-4.
ТКА пр123К (СПб, Ленэкспо) _40.JPG,

Среди крупных надводных кораблей самые многочисленные - 6 эсминцев типа Gearing (все в модернизированном виде; постройка США, 1944-45гг)


По временам и эпохам:
Самый старый боевой корабль в мире - шведский линейный корабль Vasa, 1628г.
Старейший боевой корабль, формально находящийся в строю - английский линейный корабль HMS Victory, 1765г.
Старейший боевой корабль на плаву и на ходу - фрегат USS Constitution, 1797г.

От эпохи парусного флота остались: 2 линейных корабля (Vasa и Victory), 4 фрегата (HMS Trincomalee, HMS Unicorn, USS Constitution, португальский Dom Fernando II e Gloria, 1843г), 1 шлюп (USS Constellation, 1855г.)

Эпоха парусно-парового кораблестроения: 2 фрегата (Jylland, 1862г., Дания, и Presidente Sarmiento, 1897г., Аргентина), 2 корвета (Uruguay, 1874г., Аргентина, и Bonaire, 1877г., Нидерланды), 1 шлюп (HMS Gannet, 1879г.)

Ранних броненосцев сохранилось на удивление немало (4+1 шт.): батарейный HMS Warrior (1861г.), башенные Схорпиун, Бюффель (1868г, Нидерланды), Уаскар (1866г, Перу-Чили), а также (частично) речной колесный USS Cairo (1862г).
К этой же эпохе относятся венгерский речной монитор Lejta (1872г) и норвежский ТКА Rap (1873г).
Прибавим также первые подлодки: H.L.Hunley (США, 1863г) и лодку Джевецкого (1880г).

А вот с классическими броненосцами рубежа 19-20 веков получилось гораздо хуже. От некогда многочисленного класса сохранился только один, да и то не полностью (от ватерлинии до верхней палубы) - японский Микаса (1902г.). Его немного дополняет не по-китайски тщательно выполненная реплика броненосца Диньюан (Ting Yuen, 1885г).
Другие корабли того времени:
2 крейсера - USS Olimpia (1895г) и Аврора (1903г).
1 миноносец - болгарский Строги (он же Дръзки, 1908г.).
Речные: канонерка America (Перу, 1904г) и монитор Сава (б.Bodrog, Сербия, 1904г).
"Ранних" подлодок сохранилось целых 5 штук: Isaac Peral (Испания, 1889г), Holland-1 (Англия, 1901г), Alose (Франция, 1904г), Hajen (Швеция, 1905г), U-1 (Германия, 1906г).

А вот дальше с подлодками получился провал. Ни одной ПЛ времен Первой мировой не сохранилось. Первая после неё - наша Д-2 "Народоволец", 1931 г.п.
То же самое и с эсминцами/миноносцами. Ни одного корабля этих классов постройки периода ПМВ не осталось. Вообще из миноносцев всех времен, кроме упомянутого Строгого/Дерзкого, сохранился еще всего 1 корабль этого класса - тайский Чумпхон (Chumphon, 1936 г.п.). Самый же старый эсминец-музей - польский Блыскавица, 1937 г.п.

Корабли-музеи постройки времен Первой мировой войны:
1 линкор - USS Texas BB-35, 1914г.
1 броненосный крейсер - греческий Г.Авероф, 1911г.
1 легкий крейсер - HMS Caroline, 1914г.
1 монитор - HMS M33, 1915г.
1 канлодка - китайская Чжуншань, 1913г.
3 торпедных катера - английский CMB4 и итальянские MAS15 и MAS96.
(Эх, а когда-то колонны дредноутов застилали горизонт...)

Ну и напоследок перечислю сохранившиеся ледоколы (не считая мелких): Ангара (1900г), Красин (1917г), Tarmo (в Финляндии; 1907г.), Suur Toll (в Эстонии; 1914г.), Sankt Erik (Швеция; 1915г.), Stettin (Германия; 1933г.), Сойя (Япония; 1938г.), Ernest Lapointe (Канада; 1941г.), Mackinaw (США; 1944г), Ленин (1959г.)
Как видно, ледоколы становятся музеями уже в очень преклонном возрасте (если только они не атомные) :)

Ну вот как-то так. Всем спасибо внимание и проявленный интерес!

Собственно обзоры:
- 1-я часть (А-В).
- 2-я часть (Г, Д).
- 3-я часть (И-Ка).
- 4-я часть (К).
- 5-я часть (М-Н).
- 6-я часть (П-Сл).
- часть 7а (США, нк).
- часть 7б (США, пл).
- часть 7в (США, катера).
- 8-я часть (Т, У).
- 9-я часть (Ф-Я).


Tags: корабли-музеи, флот
Subscribe

Posts from This Journal “корабли-музеи” Tag

promo cheslav_kara april 30, 2019 19:14 10
Buy for 10 tokens
Легендарное научно-исследовательское судно "Витязь" с 1994г является одним из центральных экспонатов Музея Мирового океана в Калининграде. Почти 30 лет он бороздил океаны нашей планеты и внес огромный вклад в расширение багажа наших знаний о ней. С 1949 по 1979 годы "Витязь" совершил 65 научных…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

Posts from This Journal “корабли-музеи” Tag