Cheslav (cheslav_kara) wrote,
Cheslav
cheslav_kara

Categories:

Крейсер "Белфаст" - музей на Темзе.

Легкий крейсер "Белфаст" - один из самых известных кораблей-музеев Великобритании. Пришвартованный на Темзе, напротив Тауэра, в самом центре Лондона, он является единственным сохранившимся английским надводным кораблем (не считая катеров) - участником Второй мировой войны. "Белфаст" - один из лучших примеров того, как должен быть устроен корабль-музей. Доступ есть в большинство помещений, все снабжено хорошими пояснительными табличками, установлены мониторы, на которых идет хроника либо наглядное объяснение работы тех или иных механизмов и т.д. Всем, кто хоть немного интересуется морским и военным делом, это место абсолютно обязательно к посещению.

Фотографии сделаны в 2008 и 2010 годах, еще до завершения ремонтно-реставрационных работ, так что местами вид непрезентабельный. Сейчас все там приведено в порядок.


Корабль Его Величества "Belfast" относится к третьей серии легких крейсеров типа "Таун" (кроме самого "Белфаста", в неё входил еще "Эдинбург" (HMS Edinburgh)). Это были самые совершенные британские легкие крейсера периода Второй Мировой войны.


"Белфаст" был заложен в 10 декабря 1936г, спущен на воду 17 марта 1038г, вошел в строй 5 августа 1939г.
Он не совершил каких-то из ряда вон выходящих подвигов, однако храбро сражался и честно тянул лямку службы всю войну. В 1942-43гг сопровождал Северные конвои в СССР, участвовал в потоплении германского линкора "Шарнхорнст" 26 декабря 1943г, в 1944г поддерживал высадку в Нормандии. Потом был отправлен на Тихий океан, где позже участвовал в Войне в Корее. Нес службу до 1963г, в 1971г стал музеем, как говорится, за себя и за всех своих боевых товарищей, ушедших на дно или на разделку.


Основные характеристики:
Водоизмещение полное - 13 000 т (в конце службы 14 900т), длина - 187 м, скорость - 32 узла, экипаж - от 780 до 950 чел.
Бронезащита: 114 мм пояс (после 1942г - 102 мм), 51-76 мм палуба, 102 мм башни ГК.
Главный калибр - 12 152-мм (6-дюймовых) 50-калиберных орудий BL 6-inch Mk.XXIII в четырех 3-орудийных башнях;
Зенитки дальнего боя - 12 102-мм (4-дюймовых) 45-клб. орудий QF 4-inch Mk.XVI в шести спаренных установках Mk.XIX, с 1945г остались 4 установки, но зато оснащенные силовыми приводами дистанционного наведения RP-51.
Зенитная артиллерия ближнего боя изначально была представлена двумя 8-ствольными 40-мм "пом-помами" (QF 2-pounder) и 2х4 12,7-мм пулеметами Vickers. В ходе службы состав зениток неоднократно менялся, в конце службы крейсер нес 6х2 40-мм Bofors Mk.V.
Два 3-трубных 533-мм торпедных аппарата демонтированы после войны.
Авиационное вооружение включало катапульту и 2-3 гидросамолета. Демонтировано в 1944г.

Вид на среднюю часть корабля. Круглые башенки с черными чехлами полукруглой формы сверху - директоры зенитных орудий MRS8 с радарами Type 262: 4 для 102-мм установок и 4 для системы CRBFD (Close Range Blind Fire) управления огнём 40-мм установок Bofors.


Ремонт грот-мачты был закончен осенью 2010г на деньги российских спонсоров.


Кормовые башни ГК (X и Y). Обратите внимание, что кормовая башня стоит не на верхней палубе, как обычно, а поднята на ярус выше. Это наследие первоначального проекта, когда в пику японским "Могами" и американским "Бруклинам" (у которых было по 5 3-орудийных башен) планировалось установить 4 четырехорудийные башни, которые из-за своей ширины не влезали на "обычные" места. От этой идеи отказались, но кормовые башни так и остались "приподнятыми".


Поднимаемся на борт.


Правая кормовая 102-мм спаренная зенитная установка Mk.XIX:




Симметричная ей установка левого борта:




Кранцы первых выстрелов:


Левый борт, вид в корму от носовой надстройки. На первом плане справа - станки для спаренных 20-мм "Эрликонов". Над 102-мм артустановкой виден зенитный директор со снятым чехлом:


Вид на носовую надстройку от первой трубы. Изначально в этом промежутке размещалась самолетная катапульта, а после её демонтажа - шлюпки (справа шлюпочный кран):


Носовая оконечность с запасным якорем:


Носовые 152-мм башни (А и В). Орудия главного калибра стреляли снарядами весом 51 кг на дальность св.22500 м (124 каб.). Скорострельность 6-8 выстр/мин на ствол (т.е. за минуту крейсер мог выпустить до 96 снарядов суммарным весом почти 4900 кг).


Перед амбразурами смонтированы ограничители угла наклона, чтобы случайно не засадить снаряд в собственную палубу:


Башня В. Обратите внимание, что среднее орудие находится чуть позади крайних (на 76 см). Это сделано для уменьшения влияния снарядов друг на друга при залпе.


В башню А можно зайти:


Слева среднее орудие (на максимальном угле возвышения), в центре кадра - элеватор подачи снарядов из погреба:


Место башенного командира:


Также можно зайти в башню Y (кормовую), где орудия стоят на малом угле возвышения. Среднее орудие:


Среднее и правое орудия, между ними лоток подачи к правому орудию:


Левое орудие:


Пройдемся по внутренним помещениям корабля:


Торпеда как память о тех временах, когда где-то здесь стояли торпедные аппараты:


Носовой рулевой пост. На мостике штурвала нет, команды рулевому подаются сюда, глубоко в недра корабля:


Помещение гирокомпасов:


Помещение центрального автомата стрельбы (ЦАС). ЦАС - это механический компьютер, в который вводятся данные о курсе и скорости своего корабля, направлении на цель и расстоянии до неё, а также о ветре, атмосферном давлении, типе используемых снарядов и др. На основании этих данных ЦАС вырабатывает углы наведения орудий главного калибра.


Снарядный погреб башни В. Боезапас на ствол включал 200 боевых (бронебойных и фугасных) снарядов плюс около 30-40 практических и учебных. Суммарный боезапас 152-мм снарядов на крейсере составлял 2862 шт. Снаряды хранились на стеллажах с деревянными ограждениями.


Матросы вручную вынимали их со стеллажей и перекладывали на "карусель" в центре погреба. "Карусель" вращалась вместе с башней. Другие матросы, стоя внутри "карусели", перекладывали снаряды с неё в подъемники (элеваторы), которые и доставляли снаряды к орудиям. Каждое орудие в башне обслуживалось своим элеватором. Подъемники к правому и среднему орудиям видны справа, по бокам от раструба переговорной трубы (видны снаряды, готовые к подъему). Элеватор левого орудия - за лестницей в центре кадра.


Снарядный погреб башни А устроен совершенно аналогично. Снаряды голубого цвета на полке у переборки - учебные (дают при разрыве облако дыма определенного цвета):


Слева от раструба переговорной трубы - снарядный подъемник левого орудия:


Ниже снарядного погреба находится зарядный. Для зарядов устроены отдельные элеваторы. Снаряды и заряды поднимаются в башню по отдельности, по параллельным путям и встречаются уже в стволе орудия. См. схему башни - снарядный элеватор справа, зарядные слева:
ЛК Scharnhorst (КРЛ Белфаст) - 1188.jpg

Доска учета снарядов и прочего имущества в погребе:


Один из кубриков в носовой части. Вплоть до 1950-х годов матросы британского флота спали в гамаках:


Электрик чего-то ремонтирует:


Лазарет:


Дантист:


Камбуз:


Почтовое отделение:


Готовятся к раздаче грога:


Офицерская каюта:


БИЦ (боевой информационный центр - сюда поступает вся информация об окружающей обстановке, здесь она обрабатывается и анализируется, а затем результаты выдаются командиру):


Адмиральский мостик (его оборудовали при модернизации крейсера в 1950-х гг):


Уровнем выше - капитанский мостик. Отсюда и шло основное управление кораблём. Справа кресло для командира, слева - для вахтенного офицера:


КРЛ Белфаст - 1222 верхний мостик.jpg

Непосредственно позади мостика находится т.н. "морская (походная) каюта капитана" (captain's sea cabin). Дело в том, что нормальные, "штатные", каюты командира (а также адмирала и офицеров) традиционно находятся на корме. И чтобы ему не бегать при каждой боевой тревоге через весь крейсер, на время нахождения корабля в зоне боевых действий, когда возможно внезапное появление противника или другие чрезвычайные ситуации, командир переселялся в свою "походную" каюту, из которой мог в два шага оказаться на мостике:


Такая же походная каюта полагалась и адмиралу. А как можно командовать кораблем или целой эскадрой без чашки чая в руке ? Это совершенно невозможно. Так что адмиральская походная буфетная здесь же рядом:


Поднимаемся на ярус выше, на открытый мостик. Вид на бак:


Вид в сторону кормы:


Чуть выше находится носовой командно-дальномерный пост с РЛС типа 274. Еще один такой же стоит на корме. Они служат для управления огнем главного калибра:




Главный оптический визир системы управления огнем. Собственно вот этой штукой артиллерийский офицер и наводит "перекрестие прицела" на цель.




Носовой спаренный 40-мм автомат Bofors Mk.V левого борта. За ним видна башенка директора:




Крейсер после модернизации 1959г, а также схемы окраски на 1939, 1941 и 1945 гг.




Прокладка курсов во время "Боя у Нордкапа" с "Шарнхорстом" 26 декабря 1943г ("Белфаст" - красная линия, "Шарнхорст" - синяя):


Башня А внутри (30 сек видео).


Сайт корабля
Статья в вики.
Точка на Google-картах

Tags: великобритания, корабли-музеи, флот
Subscribe

Posts from This Journal “корабли-музеи” Tag

promo cheslav_kara december 2, 2017 12:00 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Этот небольшой фоторепортаж посвящен батарее Шведе - единственной сохранившейся в России береговой батарее с броневым бруствером. Кронштадт, форт "Константин", лето 2017г. Под катом 12 фото: Во 2-й половине 19-го века, в связи с быстрым прогрессом артиллерии (появлением нарезных орудий и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Posts from This Journal “корабли-музеи” Tag