Cheslav (cheslav_kara) wrote,
Cheslav
cheslav_kara

Categories:

180-мм пушки на рельсах - все ТМ-1-180 современной России.

1920-30-е года были временем расцвета крупнокалиберной железнодорожной артиллерии (как тогда говорили - железнодорожных транспортеров). Советский Союз тоже не остался в стороне от мировой моды. Самой массовой советской железнодорожной установкой крупного калибра была ТМ-1-180 ("транспортер морской, модель первая, калибр 180 мм"). До наших дней их сохранились 3 штуки: на форту "Красная Горка", на Поклонной горе в Москве и в Севастополе.
0 ТМ-1-180 (Красная Горка, 2018) _182.jpg
ТМ-1-180 на форту "Красная Горка"


Разработка ТМ-1-180 началась на Ленинградском металлическом заводе в 1931г. Первая установка прошла испытания в 1934г. "Морскими" их называли потому, что использовать такие орудия планировалось прежде всего в системе береговой обороны. К началу Великой Отечественной войны было изготовлено 20 установок, из которых сформировали 5 батарей (изначально по 4 орудия в каждой): 12-я, 16-я, 17-я, 18-я и 19-я.

17-я батарея воевала и погибла в 1941г на полуострове Ханко (орудия были выведены из строя при его оставлении , впоследствии частично восстановлены финнами, возвращены СССР после войны), 16-я батарея сражалась на Черном море (в районе Туапсе), остальные - под Ленинградом. В 1945г они также использовались при штурме Кёнигсберга и в боях на Земландском полуострове.
26 ТМ-1-180 (Севастополь, 2018) _160.JPG
ТМ-1-180 в Севастополе

2 транспортера из состава 12-й батареи, неосторожно выдвинутые к линии фронта, были захвачены финнами при их наступлении на Карельском перешейке в августе 1941г (также возвращены СССР после войны). Из-за этого 12-я и 18-я батареи стали трехорудийными. Больше до конца войны потерь среди ТМ-1-180 не было.

Таким образом, все 20 установок ТМ-1-180 пережили войну, несмотря на активное в ней участие.
2 ТМ-1-180 (Поклонная гора) _100.JPG
ТМ-1-180 (из состава 12-й батареи) на Поклонной горе в Москве.

•Масса установки - 160 т;
•Орудие - 180-мм /57-калиберное Б-1-П;
•Дальность стрельбы - ок. 37 км;
•Масса снаряда - 97,5 кг (осколочно-фугасные, бронебойные и др.);
•Заряжание картузное, при фиксированном угле возвышения 10 град.
•Скорострельность - 3-5 выстр/мин;
•Расчет - 40 человек.

Орудия Б-1-П также устанавливались на крейсерах проектов 26 и 26-бис, береговых башенных и открытых установках. Артиллерийская часть транспортера ТМ-1-180 была в целом аналогична береговой установке МО-1-180.

ТМ-1-180 из состава 16-й батареи установлен в Севастополе, около автовокзала. К транспортеру прицеплен паровоз Эл-2500, которой в годы войны служил "черным" (вспомогательным) паровозом бронепоезда "Железняков", поэтому и за всем этим памятником закрепилось неофициальное наименование "бронепоезд Железняков", что, конечно же, совершенно неверно:
4 ТМ-1-180 (Севастополь, 2018) _102.jpg

Характерной особенностью ТМ-1-180 была возможность вести круговой обстрел прямо с путей. Для этого между рельсами, на шпалы, укладывались специальные бруски, главная балка опускалась на них, и дополнительно фиксировалась 8 боковыми ногами-упорами. Время перевода из походного положения в боевое составляло около 1 часа.
6 ТМ-1-180 (Красная Горка, 2018) _112.jpg
У транспортера на Красной Горке упоры в боевом положении.

На побережье, вблизи военно-морских баз, оборудовались огневые позиции для железнодорожной артиллерии, оснащенные мощными бетонными основаниями для транспортеров, дальномерами, погребами боезапаса, укрытиями для личного состава и т.д. Преимуществом железнодорожных транспортеров была их возможность быстро перемещаться между стрельбовыми позициями, концентрируя огонь там, где нужно и быстро уходить из-под удара противника.
С вражескими кораблями этим установкам вести бои не довелось, а вот в интересах сухопутных войск они работали очень интенсивно, внеся заметный вклад в оборону приморских городов (особенно Ленинграда и его окрестностей).

У транспортера на Поклонной горе можно разглядеть восстановленный зарядный лоток (справа вверху, за поручнями):
8 ТМ-1-180 (Поклонная гора) _152.jpg

На Красной горке находится орудие со стволом №102, 1938 г.в.
10 ТМ-1-180 (Красная Горка, 2018) _170.JPG
Хорошо видна изогнутая форма главной балки, а также кольцевой погон вокруг щита орудия.

Подача боеприпасов производилась из двух вагонов-погребов, прицеплявшихся в обоих сторон транспортера. Из них снаряды подавались к орудию по лотку с роликами (рольгангу), а заряды - по деревянному желобу, находившемуся рядом с ним.
14 ТМ-1-180 (Красная Горка, 2018) _300.JPG

Вокруг орудия располагается кольцевой погон, по которому ездили 4 лотка. В каждом лотке было место для одного выстрела: снаряда и 2 полузарядов.
16 ТМ-1-180 (Красная Горка, 2018) _312.jpg

Загрузившись с рольганга и зарядного желоба, лоток по погону перемещался к казенной части орудия. После заряжания пустой лоток двигался дальше, к другому рольгангу и желобу. Такая система обеспечивала весьма высокую для подобного рода орудий скорострельность - до 5 выстр/мин (в идеально-полигонных условиях, в реальности не более 3-4, что, однако, тоже отличный показатель). Затвор поршневой, открывается вверх:
18 ТМ-1-180 (Красная Горка, 2018) _320.JPG


Хорошо виден рольганг по центральной оси установки (справа, параллельно ему, находился лоток для зарядов) и лотки на кольцевом погоне:
12 ТМ-1-180 (Красная Горка, 2018) _240.JPG


Толщина броневого прикрытия - 39 мм лоб, 20 мм крыша и стенки.
20 ТМ-1-180 (Поклонная гора) _170.JPG

Транспортер имеет две 4-осные тележки. На одной находится дизель-генераторная установка, обеспечивающая самостоятельно передвижение транспортера (с небольшой скоростью, конечно):
22 ТМ-1-180 (Севастополь, 2018) _270.JPG

На другой тележке смонтирована компрессорная станция:
24 ТМ-1-180 (Севастополь, 2018) _280.JPG


--
К установке на форту Красная Горка (координаты 59.9759,29.3329) доступ свободный, можно даже залезть на неё. К орудию в Севастополе (44.5954,33.5317) тоже можно подойти бесплатно, а вот залезать нельзя. Транспортер в Парке Победы на Поклонной горе (55.7273,37.5055) находится на площадке военной техники, вход на которую по билетам.

Кроме того, на Красной Горке и на Поклонной горе можно увидеть и более крупнокалиберные железнодорожные транспортеры - 305-мм ТМ-3-12, рассказ о которых был здесь.

Ссылки по теме:
Википедия;
Описание на сайте музея на Поклонной горе;
Статья в "Моделист-конструктор"
Рассказ о захвате финнами двух ТМ-1-180 в Карелии в 1941г.
Tags: артиллерия, военное дело, жд, история, оружие
Subscribe

Posts from This Journal “артиллерия” Tag

promo cheslav_kara february 8, 2019 18:55 17
Buy for 10 tokens
Броненосный крейсер "G.Averof" - самый известный и самый легендарный корабль греческого флота, участник 5 войн и 2 мятежей, ныне находится на вечной стоянке в пригороде Афин, районе Палео-Фалирон. Несколько утрируя, можно сказать, что для греков он как для нас "Аврора", "Варяг" и "Потёмкин" в одном…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments