Музей частный, существует главным образом благодаря усилиям энтузиастов. Здесь собрана довольно большая коллекция подвижного состава колеи 750 мм, некоторые образцы уникальны, т.е. больше их не увидишь нигде. Часть экспонатов восстановлена до ходового состояния, но все же больше половины еще требуют реставрации (так что с первого взгляда территория музея может несколько удивить обилием ржавого железа).

Экспонатов много, так что не все попали в кадр, но большинство увидим.
Далее 44 фото (август 2019г; все кликабельны):
В центре устроен большой навес для техники:

(он, конечно, защищает экспонаты, но заметно осложняет фотосъёмку оных).
Паровоз Гр-269 ("Германский, по репарациям"). Строились в 1947-56гг на з-де им.Карла Маркса в Бабельсберге (Германия), в счет репараций. Построено 400 паровозов колеи 750 мм и еще 20 колеи 914 мм.
Предназначались главным образом для вождения тяжелых составов по магистральным дорогам.
Формула 0-4-0; служебный вес 25,6 т (37 т с тендером); скорость 35 км/ч;

Паровоз в рабочем состоянии.

Тендер трехосный:

Танк-паровоз Фт4-028. В 1945г 30 шт. таких паровозов было изготовлено на з-де Tampella в Финляндии в счет репараций. Конструкция в основном соответствует паровозам, выпускавшимся там еще в начале ХХ века. Формула 0-3-1.
Данный паровоз - единственный сохранившийся из серии. Переоборудован для работы на жидком топливе (еще до передачи в музей). В рабочем состоянии.

Справа у стены - трактор "Универсал-2" (первый действительно массовый (св.210 тыс. шт.) советский пропашной трактор, выпускавшийся в 1934-40 и 1944-55гг).

Паровоз Кп-4-469 ("по проекту Коломенского з-да, польский, нагрузка на ось 4 т"). В 1940-41гг в Коломне было начато пр-во паровозов серии П24 для промышленных дорог. Производство было прекращено из-за войны, но после нее паровозы по этому проекту производились по заказу СССР в Чехословакии, Польше, Венгрии и Финляндии. В Польше для СССР в 1950-57гг было построено 790 паровозов Кп-4, и еще около 120 шт для др.стран и самой Польши.
Всего в разных странах (в т.ч. в СССР) было построено более 5500 паровозов семейства П24 - самый массовый узкоколейный паровоз в истории.

Паровоз Кп-4-469 был построен в 1955г. Был восстановлен до рабочего состояния, однако сейчас выглядит довольно запущенным.

Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а-511 ("электростанция самоходная узкоколейная"). Предназначались главным образом для движения и снабжения электроэнергией путеукладчиков. Также мог использоваться как обычный локомотив, как дрезина для перевозки бригад рабочих, как источник резервного электроснабжения и т.д.
Выпускались Губинским машиностроительным з-дом (близ г.Орехово-Зуево) в 1972-88гг, изготовлено св. 1025 ед.
Формула 2о-2о (две тележки по две оси, все ведущие); служебный вес 17 т; скорость 40 км/ч; дизель 108 л.с., передача механическая. Имелся электрогенератор на 62,5 кВт.


Мотовоз МД54-2. Выпускались Истьинским машиностроительным з-дом (Рязанская обл.) в 1953-67гг, изготовлено 1817 ед. Использованы двигатель, кабина и другие узлы от трактора ДТ54.
Две оси, обе ведущие; дизель, 54 л.с.; передача механическая.

МД54-2-1027 выпущен в 1958г.

Мотовоз МД54-4. Выпускались Истьинским и Калининским экскаваторным заводами в 1960-74гг, изготовлено св. 4850 ед (по др. данным 6677 ед).
Две тележки по две оси, все ведущие. Служебный вес 10.5 т; скорость 13.7 км/ч; дизель 54 л.с., передача механическая; тяга 1.7 тс.

МД54-4-1547 выпущен Истьинским з-дом в 1963г.

Тепловоз ТУ4-1984. Производились на Камбарском машиностроительном з-де (Удмуртия) в 1961-72гг для замены паровозов семейства П24. Построено более 3200 ед.
Формула 2о-2о; служебный вес 18 т; скорость 50 км/ч; дизель 250 л.с., передача гидромеханическая.

ТУ4-1984 построен в 1969г. Именно он 25 мая 2003г провел последний пассажирский поезд на участке Переславль-Купанское.

Автодрезина ГМД-4. Выпускались Демиховским машиностроительным з-дом (г.Орехово-Зуево) в 1963-74гг. Двухосная, с приводом на заднюю ось. Двигатель от ГАЗ-М21, кабина от ГАЗ-51. Г/п - 3 т.


Участковая автодрезина Уа-4727. Дрезины серии Уа выпускались в 1931-46гг для широкой колеи, но некоторые впоследствии были переделаны на узкую. Назначение - инспекционные поездки, перевозка ремонтных и строительных бригад.
Формула 1о-1о. Мотор автомобильный от ГАЗ-АА (40 л.с.). Вместимость - 10 чел.

Уа-4727 выпущена в 1939г.

Автодрезина ПД-1. Пассажирская версия (существовали также грузовой, пожарный и санитарный варианты). В пр-ве с 1951г в г.Горький, с 1955г - на Демиховском з-де.
Трехосная с приводом на две задние оси. Мотор автомобильный от ГАЗ-М20 (50 л.с.), затем - от ГАЗ-21 (70 л.с.). Вместимость - 10 чел.

Автомотриса АМ-1-093. Единственная советская серийная узкоколейная мотриса. Выпускалась Демиховским з-дом в 1962-72гг. Изготовлено 297 ед.
Формула 2о-2. Служебный вес - 15,5т. Дизель ЯАЗ-204 (120 л.с.); передача механическая; 60 км/ч. Сидячих мест - 37. Могла буксировать до 3 вагонов.
АМ-1-093 выпущена в 1966г.

ЗиМ (ГАЗ-12) на жд-ходу. Машина выпущена в 1952г в варианте санитарной. В начале 1960-х поставлена на жд-ход и использовалась для поездок руководства Чернораменского транспортного управления (Горьковская и Ивановская области). Буква Н, закрепленная впереди и сзади машины и означает - "начальство".

Интересно что автомобильный руль не снимался, а использовался для привода тормозов.

ПВ-40Т, основной пассажирский вагон узкоколейных дорог СССР. Цельнометаллический, четырехосный, 40 сидячих мест. Имел туалет и водяное отопление от котла. Производились на Демиховском з-де с 1955 по 1989г.


Внутри теперь, кроме штатных сидений - сувенирная лавка.

Открытый вагон Коломенского з-да, 1920-е гг. Для промысловых дорог треста "Азнефть", г.Баку.

Немецкий пассажирский вагон (получен по репарациям после войны), постр.1898г., з-д Goerlitz.

Крытый четырехосный вагон и цистерна за ним:

Немецкий товарный вагон (получен по репарациям после войны), постр. 1934г., з-д Wismar. Г/п 7,5 т.

Четырехосные полувагоны:

Цистерна малой вместимости на 4-осной платформе:

Цистерна побольше:

Вагон технической пропаганды:

Вагоны и платформа для тяжеловесов:

Кран КЖУ-О. Выпускались в 1970-х гг, изготовлено порядка 80 шт. Электрический, с 50 кВт дизель-генератором. Г/п - 8 т. Возможно самодвижение со скоростью 0,8 км/ч.

Хоппер-дозатор-снегоочиститель, N074-436.

Снегоочиститель N68 (несамоходный). Построен на Тульском з-де в 1955г. В рабочем состоянии.

Еще один такой же ждет реставрации:

Котел паровоза (видимо серии О, 0-4-0) на 4-осной платформе:

Сцепка крупным планом:

Кроме того, в музее имеется и некоторое количество нерельсовой техники.
Пожарный автомобиль (автоцистерна) на базе ГАЗ-51:

За ней видна, возможно, пожарная автодрезина ПМД-3-259.
Остатки локомобиля з-да Маршалл (Marshall, Великобритания, начало XX века):

Котел локомобиля з-да "Ланц" (Lanz, Германия, конец 19-го века).

Кроме разглядывания железа, желающие могут за отдельную плату прокатиться на дрезине с ручным приводом ("качалка"). Несмотря на кажущуюся примитивность, эта небольшая поездка дарит массу эмоций. Имейте в виду, что желающих много, так что рекомендую сразу же по приходу в музей записаться в очередь на поездку.
А еще по соседству с железнодорожным музеем находится небольшая выставка автомобильной ретро-техники. Но туда мы пойдем в следующий раз.
Адрес: Ярославская обл., Переславский р-н, пос. Талицы, (п/о Купанское), ул. Лесхозная, дом 1, "Переславский железнодорожный музей"
(На въезде в Переславль-Залесский со стороны Москвы сворачиваете с трассы к музею "Ботик Петра I", проезжаете мимо него, а дальше ориентируйтесь по указателям "Музей паровозов"; просят не заезжать в сам поселок, а оставить машину на парковке у въезда в него).
Как добраться
Музей открыт со среды по воскресение, с 10 до 18 часов.
Сайт музея
Статья в Википедии
Координаты: 56.8027,38.6485
Точка на Яндекс-картах
Journal information