Cheslav (cheslav_kara) wrote,
Cheslav
cheslav_kara

Category:

Переславский железнодорожный музей.

В 15 км от Переславля- Залесского, среди лесов и торфяных болот, в маленьком поселке Талицы, находится уникальный, единственный в России, железнодорожный музей, целиком посвященный узкоколейной технике.
Музей частный, существует главным образом благодаря усилиям энтузиастов. Здесь собрана довольно большая коллекция подвижного состава колеи 750 мм, некоторые образцы уникальны, т.е. больше их не увидишь нигде. Часть экспонатов восстановлена до ходового состояния, но все же больше половины еще требуют реставрации (так что с первого взгляда территория музея может несколько удивить обилием ржавого железа).
2 жд-музей (Переяславль) _100.JPG
Экспонатов много, так что не все попали в кадр, но большинство увидим.

Далее 44 фото (август 2019г; все кликабельны):

В центре устроен большой навес для техники:
3 жд-музей (Переяславль) _840.JPG
(он, конечно, защищает экспонаты, но заметно осложняет фотосъёмку оных).

Паровоз Гр-269 ("Германский, по репарациям"). Строились в 1947-56гг на з-де им.Карла Маркса в Бабельсберге (Германия), в счет репараций. Построено 400 паровозов колеи 750 мм и еще 20 колеи 914 мм.
Предназначались главным образом для вождения тяжелых составов по магистральным дорогам.
Формула 0-4-0; служебный вес 25,6 т (37 т с тендером); скорость 35 км/ч;
12 паровоз Гр-269, жд-музей (Переяславль) _320.JPG

Паровоз в рабочем состоянии.
12 паровоз Гр-269, жд-музей (Переяславль) _330.JPG

Тендер трехосный:
12 паровоз Гр-269, жд-музей (Переяславль) _350.JPG

Танк-паровоз Фт4-028. В 1945г 30 шт. таких паровозов было изготовлено на з-де Tampella в Финляндии в счет репараций. Конструкция в основном соответствует паровозам, выпускавшимся там еще в начале ХХ века. Формула 0-3-1.
Данный паровоз - единственный сохранившийся из серии. Переоборудован для работы на жидком топливе (еще до передачи в музей). В рабочем состоянии.
14 паровоз Фт4-028, жд-музей (Переяславль) _280.JPG

Справа у стены - трактор "Универсал-2" (первый действительно массовый (св.210 тыс. шт.) советский пропашной трактор, выпускавшийся в 1934-40 и 1944-55гг).
15 паровоз Фт4-028, жд-музей (Переяславль) _260.JPG

Паровоз Кп-4-469 ("по проекту Коломенского з-да, польский, нагрузка на ось 4 т"). В 1940-41гг в Коломне было начато пр-во паровозов серии П24 для промышленных дорог. Производство было прекращено из-за войны, но после нее паровозы по этому проекту производились по заказу СССР в Чехословакии, Польше, Венгрии и Финляндии. В Польше для СССР в 1950-57гг было построено 790 паровозов Кп-4, и еще около 120 шт для др.стран и самой Польши.
Всего в разных странах (в т.ч. в СССР) было построено более 5500 паровозов семейства П24 - самый массовый узкоколейный паровоз в истории.
16 паровоз Кп-4-469, жд-музей (Переяславль) _1110.JPG

Паровоз Кп-4-469 был построен в 1955г. Был восстановлен до рабочего состояния, однако сейчас выглядит довольно запущенным.
16 паровоз Кп-4-469, жд-музей (Переяславль) _1160.JPG


Мотовоз-электростанция ЭСУ-2а-511 ("электростанция самоходная узкоколейная"). Предназначались главным образом для движения и снабжения электроэнергией путеукладчиков. Также мог использоваться как обычный локомотив, как дрезина для перевозки бригад рабочих, как источник резервного электроснабжения и т.д.
Выпускались Губинским машиностроительным з-дом (близ г.Орехово-Зуево) в 1972-88гг, изготовлено св. 1025 ед.
Формула 2о-2о (две тележки по две оси, все ведущие); служебный вес 17 т; скорость 40 км/ч; дизель 108 л.с., передача механическая. Имелся электрогенератор на 62,5 кВт.
20 мотовоз ЭСУ-2а-511, жд-музей (Переяславль) _500.JPG

20 мотовоз ЭСУ-2а-511, жд-музей (Переяславль) _540.JPG


Мотовоз МД54-2. Выпускались Истьинским машиностроительным з-дом (Рязанская обл.) в 1953-67гг, изготовлено 1817 ед. Использованы двигатель, кабина и другие узлы от трактора ДТ54.
Две оси, обе ведущие; дизель, 54 л.с.; передача механическая.
22 мотовоз МД54-2 1027, жд-музей (Переяславль) _680.JPG

МД54-2-1027 выпущен в 1958г.
22 мотовоз МД54-2 1027, жд-музей (Переяславль) _700.JPG

Мотовоз МД54-4. Выпускались Истьинским и Калининским экскаваторным заводами в 1960-74гг, изготовлено св. 4850 ед (по др. данным 6677 ед).
Две тележки по две оси, все ведущие. Служебный вес 10.5 т; скорость 13.7 км/ч; дизель 54 л.с., передача механическая; тяга 1.7 тс.
26 мотовоз МД54-4, жд-музей (Переяславль) _1220.JPG

МД54-4-1547 выпущен Истьинским з-дом в 1963г.
26 мотовоз МД54-4, жд-музей (Переяславль) _1240.JPG

Тепловоз ТУ4-1984. Производились на Камбарском машиностроительном з-де (Удмуртия) в 1961-72гг для замены паровозов семейства П24. Построено более 3200 ед.
Формула 2о-2о; служебный вес 18 т; скорость 50 км/ч; дизель 250 л.с., передача гидромеханическая.
28 тепловоз ТУ4-1984, жд-музей (Переяславль) _1170.JPG

ТУ4-1984 построен в 1969г. Именно он 25 мая 2003г провел последний пассажирский поезд на участке Переславль-Купанское.
28 тепловоз ТУ4-1984, жд-музей (Переяславль) _1200.JPG


Автодрезина ГМД-4. Выпускались Демиховским машиностроительным з-дом (г.Орехово-Зуево) в 1963-74гг. Двухосная, с приводом на заднюю ось. Двигатель от ГАЗ-М21, кабина от ГАЗ-51. Г/п - 3 т.
30 автодрезина ГМД-4, жд-музей (Переяславль) _770.JPG

30 автодрезина ГМД-4, жд-музей (Переяславль) _780.JPG

Участковая автодрезина Уа-4727. Дрезины серии Уа выпускались в 1931-46гг для широкой колеи, но некоторые впоследствии были переделаны на узкую. Назначение - инспекционные поездки, перевозка ремонтных и строительных бригад.
Формула 1о-1о. Мотор автомобильный от ГАЗ-АА (40 л.с.). Вместимость - 10 чел.
32 автодрезина Уа-4727, жд-музей (Переяславль) _740.JPG

Уа-4727 выпущена в 1939г.
32 автодрезина Уа-4727, жд-музей (Переяславль) _730.JPG

Автодрезина ПД-1. Пассажирская версия (существовали также грузовой, пожарный и санитарный варианты). В пр-ве с 1951г в г.Горький, с 1955г - на Демиховском з-де.
Трехосная с приводом на две задние оси. Мотор автомобильный от ГАЗ-М20 (50 л.с.), затем - от ГАЗ-21 (70 л.с.). Вместимость - 10 чел.
34 автодрезина ПД-1, жд-музей (Переяславль) _820.JPG

Автомотриса АМ-1-093. Единственная советская серийная узкоколейная мотриса. Выпускалась Демиховским з-дом в 1962-72гг. Изготовлено 297 ед.
Формула 2о-2. Служебный вес - 15,5т. Дизель ЯАЗ-204 (120 л.с.); передача механическая; 60 км/ч. Сидячих мест - 37. Могла буксировать до 3 вагонов.
АМ-1-093 выпущена в 1966г.
36 автомотриса АМ-1-093, жд-музей (Переяславль) _190.JPG


ЗиМ (ГАЗ-12) на жд-ходу. Машина выпущена в 1952г в варианте санитарной. В начале 1960-х поставлена на жд-ход и использовалась для поездок руководства Чернораменского транспортного управления (Горьковская и Ивановская области). Буква Н, закрепленная впереди и сзади машины и означает - "начальство".
38 ЗиМ на жд-ходу, жд-музей (Переяславль) _620.JPG

Интересно что автомобильный руль не снимался, а использовался для привода тормозов.
38 ЗиМ на жд-ходу, жд-музей (Переяславль) _630.JPG


ПВ-40Т, основной пассажирский вагон узкоколейных дорог СССР. Цельнометаллический, четырехосный, 40 сидячих мест. Имел туалет и водяное отопление от котла. Производились на Демиховском з-де с 1955 по 1989г.
42 вагон ПВ-40Т, жд-музей (Переяславль) _580.JPG

42 вагон ПВ-40Т, жд-музей (Переяславль) _550.JPG

Внутри теперь, кроме штатных сидений - сувенирная лавка.
42 вагон ПВ-40Т, жд-музей (Переяславль) _600.JPG

Открытый вагон Коломенского з-да, 1920-е гг. Для промысловых дорог треста "Азнефть", г.Баку.
44 вагон пасс открытый, жд-музей (Переяславль) _1080.JPG

Немецкий пассажирский вагон (получен по репарациям после войны), постр.1898г., з-д Goerlitz.
46 вагон немецкий пасс, жд-музей (Переяславль) _650.JPG


Крытый четырехосный вагон и цистерна за ним:
50 вагон товарный, жд-музей (Переяславль) _130.JPG

Немецкий товарный вагон (получен по репарациям после войны), постр. 1934г., з-д Wismar. Г/п 7,5 т.
54 вагон немецкий тов, жд-музей (Переяславль) _660.JPG

Четырехосные полувагоны:
56 вагоны товарные, жд-музей (Переяславль) _920.JPG

Цистерна малой вместимости на 4-осной платформе:
57 цистерна малая, жд-музей (Переяславль) _1000.JPG

Цистерна побольше:
57 цистерна, жд-музей (Переяславль) _860.JPG

Вагон технической пропаганды:
58 вагон тех пропаганды, жд-музей (Переяславль) _1060.JPG

Вагоны и платформа для тяжеловесов:
59 вагоны и платформа, жд-музей (Переяславль) _1022.jpg


Кран КЖУ-О. Выпускались в 1970-х гг, изготовлено порядка 80 шт. Электрический, с 50 кВт дизель-генератором. Г/п - 8 т. Возможно самодвижение со скоростью 0,8 км/ч.
62 кран КЖУ-О, жд-музей (Переяславль) _910.JPG

Хоппер-дозатор-снегоочиститель, N074-436.
66 вагон хоппер-дозатор (снегоочиститель) 074-436, жд-музей (Переяславль) _930.JPG

Снегоочиститель N68 (несамоходный). Построен на Тульском з-де в 1955г. В рабочем состоянии.
68 снегоочиститель N68, жд-музей (Переяславль) _400.JPG

Еще один такой же ждет реставрации:
69 снегоочиститель, жд-музей (Переяславль) _160.JPG

Котел паровоза (видимо серии О, 0-4-0) на 4-осной платформе:
72 котел паровоза, жд-музей (Переяславль) _1260.JPG

Сцепка крупным планом:
78 сцепка, жд-музей (Переяславль) _880.JPG


Кроме того, в музее имеется и некоторое количество нерельсовой техники.

Пожарный автомобиль (автоцистерна) на базе ГАЗ-51:
82 ГАЗ-51, жд-музей (Переяславль) _220.JPG
За ней видна, возможно, пожарная автодрезина ПМД-3-259.

Остатки локомобиля з-да Маршалл (Marshall, Великобритания, начало XX века):
86 локомобиль з-да Маршалл, жд-музей (Переяславль) _430.JPG

Котел локомобиля з-да "Ланц" (Lanz, Германия, конец 19-го века).
87 локомобиль з-да Ланц, жд-музей (Переяславль) _480.JPG

Кроме разглядывания железа, желающие могут за отдельную плату прокатиться на дрезине с ручным приводом ("качалка"). Несмотря на кажущуюся примитивность, эта небольшая поездка дарит массу эмоций. Имейте в виду, что желающих много, так что рекомендую сразу же по приходу в музей записаться в очередь на поездку.

А еще по соседству с железнодорожным музеем находится небольшая выставка автомобильной ретро-техники. Но туда мы пойдем в следующий раз.

Адрес: Ярославская обл., Переславский р-н, пос. Талицы, (п/о Купанское), ул. Лесхозная, дом 1, "Переславский железнодорожный музей"
(На въезде в Переславль-Залесский со стороны Москвы сворачиваете с трассы к музею "Ботик Петра I", проезжаете мимо него, а дальше ориентируйтесь по указателям "Музей паровозов"; просят не заезжать в сам поселок, а оставить машину на парковке у въезда в него).
Как добраться
Музей открыт со среды по воскресение, с 10 до 18 часов.
Сайт музея
Статья в Википедии
Координаты: 56.8027,38.6485
Точка на Яндекс-картах
Tags: жд, музей, тепловоз, техника, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “жд” Tag

promo cheslav_kara february 8, 2019 18:55 17
Buy for 10 tokens
Броненосный крейсер "G.Averof" - самый известный и самый легендарный корабль греческого флота, участник 5 войн и 2 мятежей, ныне находится на вечной стоянке в пригороде Афин, районе Палео-Фалирон. Несколько утрируя, можно сказать, что для греков он как для нас "Аврора", "Варяг" и "Потёмкин" в одном…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments