Cheslav (cheslav_kara) wrote,
Cheslav
cheslav_kara

Category:

"Пётр Кошка" - первая русская торпедная подлодка.

Началось с того, что я увидел модель необычной ПЛ - торпеды в лотках направлены взад и вперед, а винты - торчат сбоку. Заинтересовался, стал выяснять, и вот решил поделится результатами, а то вдруг еще кто-то не слыхал об этом необычном подводном корабле:

"Матрос Пётр Кошка" - одна из первых подводных лодок русского флота (хотя она, судя по всему, она так и не была официально зачислена в его состав).
Конструкция этой лодки была весьма необычна, особенно с точки зрения сегодняшнего дня.
ПЛ Петр Кошка (Тушино) _110.JPG
(Модель ПЛ "Петр Кошка" в музее ВМФ России в Тушино. Модель, очевидно, не совсем верна: рубка имеет грушевидную в плане форму, в то время как на имеющихся фотографиях ее боковые стенки параллельны).

Еще 7 фото:

Проект лодки был разработан лейтенантом Е.В.Колбасьевым, строительство велось в 1901-02 годах в Кронштадте под руководством инженера Н.Н.Кутейникова.
Строительство и испытания лодки шли в обстановки повышенной секретности, так что многие подробности так и остались неизвестными.
Петр Кошка _1.jpg

Лодка Колбасьева была небольшой, чисто электрической и предназначалась для "диверсионных" действий. По одному из предполагаемых сценариев её боевого применения лодка в трюме специально переоборудованного торгового судна доставлялась к неприятельскому порту, краном из трюма опускалась на воду, погружалась, заходила в порт, атаковала цели и под водой же возвращалась к судну-носителю.
Петр Кошка _2.jpg

Характеристики (в основном предполагаемые, реально достигнутые на испытаниях в большинстве своем неизвестны):
Водоизмещение - 20 т;
Размерения - 15.2х1.27х3,05 м;
Скорость: надводная - 8,5 уз, подводная - 6 узлов;
Дальность: надводная - 40 миль (на 4 уз), подводная - 15 миль (на 3 уз);
6 электродвигателей по 4 л.с., 6 винтов;
Глубина погружения расчетная - 20 м;
Экипаж - 2-3 человека;
Вооружение - 2 381-мм торпедных аппарата совкового типа (бекомплект - 2 торпеды).

Торпеды лежали в полуоткрытых "лотках", одна была направлена в нос, другая в корму - чтобы, оказавшись среди нескольких целей, атаковать их максимально быстро, не тратя время на развороты.
ПЛ Петр Кошка (Тушино) _120.JPG

Гребные винты располагались очень необычно - в средней части корпуса, под углом 20 град. к продольной оси. Каждый винт приводился во вращение отдельным электродвигателем. Колбасьев предполагал, что такая схема увеличит маневренность лодки. В принципе, так оно и получилось, но чересчур - при небольшом отклонении числа оборотов одного из двигателей (а при несовершенстве тогдашней электротехники это было обычным делом) лодка тут же начинала рыскать, сбиваясь с курса.

Еще одной особенностью конструкции была её разборность. Корпус лодки состоял из 9 секций, соединяемых болтами. Таким образом, её нетрудно было перевезти по железной дороге или другим транспортом на нужный театр военных действий.
Петр Кошка _3 (рис).jpg
1 - горизонтальные рули; 2 - торпеды (мины Уайтхеда); 3 - боевая рубка; 4 - аккумуляторы; 5 - электромоторы; 6 - вертикальный руль; 7 - торпедные (минные) аппараты; 8 - гребные винты; 9 - соединения секций.

Документальных свидетельств об результатах испытаний и вообще о судьбе лодки "Петр Кошка" очень мало. В основном все публикации основываются на воспоминаниях академика А.Н.Крылова, одно время непосредственно работавшего с лейтенантом Колбасьевым и его лодкой (и мнения о них он был весьма невысокого).
Испытания лодки шли очень туго, заявленные характеристики не обеспечивались. Так, по воспоминаниям Крылова, корпус не обладал нужной прочностью и, вместо заявленных 20 метров глубины, лодка могла погружаться от силы на два-три.
В конце 1902г субмарину перевезли в Севастополь. Но и там дела шли ни шатко ни валко. Документов о зачислении подводной лодки "Петр Кошка" в состав Российского флота нет, хотя, по некоторым свидетельствам, Андреевский флаг на ней поднимался.
Постепенно интерес к лодке угас. По воспоминаниям Крылова, в 1907г она стояла на якоре в Севастополе и служила причалом для шлюпок у устричного завода (им занимался Колбасьев после увольнения со службы). О дальнейшей её судьбе ничего не известно.
Петр Кошка и Дельфин (модели, Марат, scalemania-ru).jpg
(Модели ПЛ "Петр Кошка" и "Дельфин" (первая "официальная" ПЛ Российского флота, 1903г). Обе модели авторства Марат со scalemania.ru, взято тут, там же рассказ о создании модели и еще фото)

В некоторых источниках утверждается, что лодку "Петр Кошка" в 1904г перевезли в Порт-Артур, где она и была уничтожена при сдаче крепости. Однако это неверно. В Порт-Артуре действительно были 2 или 3 (полу)подводные лодки ("Порт-Артурец" конструкции Налетова, переоборудованная ПЛ Джевецкого и/или французская "Губэ-2"), но "Петра Кошки" там не было.
Петр Кошка _4 (модель).jpg

Конечно, сегодня легко критиковать конструктора за те или иные ошибочные решения. Но в те годы никто не знал толком, как должна выглядеть настоящая боевая подлодка. Создатели подводного флота шли путем проб и ошибок. Ну а неудачный опыт - тоже опыт.

Лейтенант Е.В.Колбасьев:
л-т Колбасьев.jpg

Другие же изобретения Евгения Викторовича (водолазная помпа, подводный электрический светильник, телефон для связи с водолазом, корабельный телефон ("телефон системы Колбасьева")) ждала более счастливая судьба - они долго и успешно применялись на нашем флоте (статья в Википедии).

Источники и ссылки по теме:
topwar.ru,
deepstorm.ru,
топик на foto-history.livejournal.com,
forum.worldofwarships.ru

Tags: военное дело, история, подлодки, флот
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

promo cheslav_kara february 8, 2019 18:55 17
Buy for 10 tokens
Броненосный крейсер "G.Averof" - самый известный и самый легендарный корабль греческого флота, участник 5 войн и 2 мятежей, ныне находится на вечной стоянке в пригороде Афин, районе Палео-Фалирон. Несколько утрируя, можно сказать, что для греков он как для нас "Аврора", "Варяг" и "Потёмкин" в одном…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments