Cheslav (cheslav_kara) wrote,
Cheslav
cheslav_kara

Categories:

На границе воды и воздуха: "Скат" и "Орленок" в Тушино.

В экспозиции Музея ВМФ России в Москве (Северное Тушино) установлены 2 советских десантных корабля, предназначенных для действий на границе воды и воздуха: ДКВП проекта 1205 "Скат" (скорее корабль, чем самолет) и экраноплан проекта 904 "Орленок" (скорее самолет, чем корабль).
К сожалению, внутрь ни того, ни другого не пускают, так что придется ограничиться внешним осмотром.
0 экраноплан Орленок (Тушино) _220.JPG

Далее 10 фото (апрель 2019г):

1. Десантный катер на воздушной подушке (ДКВП) проекта 1205 (шифр "Скат") - бывший Д-357.
Катера этого типа были первыми советскими серийными ДКВП.
Проект 1205 был разработан в конце 1960-х гг в ЦМКБ "Алмаз". Всего в 1969-76гг в Ленинграде, Горьком и Феодосии было построено 29 единиц. Служили как в ВМФ (в качестве десантных), так и в морчастях погранвойск. 2 ед. были переоборудованы в поисково-спасательные (на Аральском море).
К настоящему времени все списаны (в основном в 1990-96гг).
2 ДКВП пр1205 Скат (Тушино) _410.JPG

Водоизмещение полное - 27 т;
Размерения - 21.4х7.3х0.5 м;
Скорость - до 50 уз;
Дальность - 200 миль (на 49 уз);
Автономность - 1 сутки;
Двигатели - 3 газотурбинных по 780 л.с. (2 ТВД-10М с приводом на воздушные винты, 1 ТВД-10 для нагнетания воздуха в "подушку");
Экипаж - 4 чел. ( в т.ч. 1 офицер, 1 мичман);
4 ДКВП пр1205 Скат (Тушино) _210.JPG

Вооружение - 4 30 мм гранатомета БП-30" Пламя", 2 7,62 мм пулемета ПКТ;
Десант - 40 человек (только с легким оружием);
Пограничные "Скаты" не имели гранатометов и вмещали только 20 человек, но зато обладали увеличенной дальностью плавания.
6 ДКВП пр1205 Скат (Тушино) _230.JPG

Определенным недостатком "Скатов" была невозможность перевозки какой-либо техники или тяжелого вооружения. Все последующие проекты советских десантных КВП такую возможность имели.
8 ДКВП пр1205 Скат (Тушино) _440.JPG

Хорошо видный люки в корпусе и лестницы, служившие для высадки десанта:
9 ДКВП пр1205 Скат (Тушино) _450.JPG

Состояние музейного катера, увы, не самое лучшее:
10 ДКВП пр1205 Скат (Тушино) _270.JPG


2. Транспортно-десантный экраноплан проекта 904 (шифр "Орлёнок") МДЭ-160.
Проект был разработан в конструкторском бюро Ростислава Алексеева в 1968-70гг. Первый образец-прототип начал испытания в 1972г. В 1977-83г было построено еще 4 ед. (в т.ч. 1 для статических испытаний) - единственный тип боевого экраноплана, строившегося серийно.
В ВМФ СССР классифицировались как малые десантные корабли-экранопланы (МДЭ).
12 экраноплан Орленок (Тушино) _240.JPG
(На всякий случай напомню, что экраноплан - это летательный аппарат, предназначенный для полетов на очень малой высоте над плоской поверхностью (водой или ровной сушей), когда проявляется т.н. "эффект экрана", сильно увеличивающий грузоподъемность по сравнению с самолетом аналогичных размеров. Таким образом, экранопланы сочетают в себе скорость самолета с грузоподъемностью морского судна. Некоторые экранопланы способны уходить от "экрана" и подниматься на большую высоту, как обычные самолеты: такие машины называются экранолётами).

Экранопланы типа "Орлёнок" предназначались для высадки морских десантов и могли перевозить до 200 десантников или 2 БТР/БМП.
14 экраноплан Орленок (Тушино) _130.JPG

Максимальный взлетный вес - 140 т;
Размах крыльев - 31,5 м, длина - 58 м;
Скорость максимальная - 400 км/ч;
Взлет и посадка при волнении до 4 баллов;
Высота полета "на экране" - до 10 м;
Практический потолок - 3000 м (т.е. "Орленок" - это экранолет);
Дальность - 1500 км;
Экипаж - до 9 человек;
Вооружение - 1 спаренная 12,7 мм пулеметная установка "Утес-М"
Грузоподъемность - 20 т;
экраноплан Орленок (Тушино) _200.JPG

16 экраноплан Орленок (Тушино) _260.JPG

В носовой части "Орленка" находятся 2 подъемных (поддувочных) турбореактивных двигателя НК-8-4К (тягой по 10,5 тонн). Сверху видна башенка пулеметной установки "Утес-М", за ней - навигационная РЛС МР-244 «Экран». На борту (за соплом двигателя) видны петли, на которых носовая часть целиком откидывалась в сторону для погрузки/загрузки десанта и техники.
17 экраноплан Орленок (Тушино) _280.JPG

В хвостовой части находится маршевый турбовинтовой двигатель НК-12МК (мощность 15 000 лс.; такие же стоят на самолетах семейства Ту-95):
18 экраноплан Орленок (Тушино) _330.JPG

Ссылки по теме:
Проект 1205 "Скат" на russianships.info, в Википедии,

МДЭ пр.904 "Орленок" в Википедии, на авиару.рф,на russianships.info
Замечательный фотообзор московского "Орленка" изнутри.

Адрес: г.Москва, ул.Свободы, 56 (парк "Северное Тушино"), метро "Сходненская".
Доступ свободный.
Точка на Яндекс-картах
Координаты 55.8517, 37.4561
Tags: военное дело, москва, музей, техника, флот
Subscribe

Posts from This Journal “техника” Tag

promo cheslav_kara december 2, 2017 12:00 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Этот небольшой фоторепортаж посвящен батарее Шведе - единственной сохранившейся в России береговой батарее с броневым бруствером. Кронштадт, форт "Константин", лето 2017г. Под катом 12 фото: Во 2-й половине 19-го века, в связи с быстрым прогрессом артиллерии (появлением нарезных орудий и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments