Cheslav (cheslav_kara) wrote,
Cheslav
cheslav_kara

Categories:

Б-396 "Новосибирский комсомолец" - подлодка-музей в Москве.

Москва, как известно, "порт пяти морей", так что в ней есть и свой музей военно-морского флота. Находится он в Северном Тушино, на берегу Химкинского водохранилища, и главный экспонат в нем - подводная лодка проекта 641Б.
0 Б-396 _140.JPG
ПЛ Б-396 ( в 1984-92гг "Новосибирский комсомолец") была построена в 1978г, служила на Северном флоте, выполняла боевые службы в Атлантике, в 1998г выведена из состава флота. В 2000-2003г переоборудована в музей и в 2006г установлена в г.Москве.
К сожалению, отсеки её при превращении в музей были сильно изменены. Так что теперь это можно назвать скорее макетом подлодки, в котором выставлены некоторые подлинные элементы обстановки.

Далее 34 фото (апрель 2019г; все немного кликабельны):

Проект 641Б (шифр "Сом") является глубокой модернизацией проекта 641, главные отличия - гораздо более современное радиотехническое вооружение, наличие БИУС (впервые на отечественных ПЛ), улучшенные условия обитания.
Строились с 1971 по 1982г на заводе "Красное Сормово" в Горьком (всего 18 ед). Активно несли службу в основном на Черноморском и Северном флотах.
Почти все лодки были выведены из состава флота во 2-й половине 1990-х гг (вроде Б-380 формально еще числится в составе Черноморского флота, но уже принято решение о её утилизации).
2 Б-396 _180.JPG

Водоизмещение, надв./подв. - 2640/3550 т;
Размерения - 90,2 х 8,6 х 5,7 м;
Двухкорпусная, 7 отсеков (1й, 3й и 7й - отсеки-убежища);
3 дизеля 2Д42М по 1900 л.с.; электромоторы: 1 ПГ102 (2700 л.с.), 2 ПГ101 (1350), 1 ПГ104 (140 л.с.); 3 винта;
Скорость, надв./подв. - 14 / 16 уз;
Дальность: под РДП - 14 000 миль (на 7 уз.), подводная - 400 миль (на 2,5 уз);
Глубина погружения - рабочая 240 м, предельная - 300 м;
Автономность - 80 суток;
Экипаж - 78 (в т.ч. 17 офицеров, 16 мичманов);
Вооружение - 6 533 мм торпедных аппаратов (боекомплект - 24 торпеды или мины);
6 Б-396 _274.JPG

Ограждение рубки и выдвижные устройства, справа налево:
перископ атаки ПК-8,5;
зенитный и навигационный перископ ПЗНГ-8М;
РДП (шахта забора воздуха для работы дизелей под водой);
РЛС обнаружения надводных целей «Каскад»;
антенна радиопеленгатора АРП-53 «Завеса» (рамка из трубок);
антенна радиотехнического комплекса ВАН;
станция радиоразведки МРП-25;
антенна "Тополь";
7 Б-396 _264.JPG

Вход в лодку через специально вырезанные в бортах дверные проемы в 1 и 7-м отсеках.
4 Б-396 _220.JPG

Как я уже говорил, с реальными интерьерами отсеков ПЛ сходство здесь довольно условное.

1-й отсек - торпедный.
Здесь находятся 6 носовых ТА (кормовых у лодки нет) и 18 запасных торпед. Имеется система их быстрой перезарядки.
Вид в нос:
10 Б-396 _1210.JPG

12 Б-396 _1240.JPG

Один из приборов управления торпедной стрельбой:
14 Б-396 _1270.JPG

Вид в корму. Видно, как изуродованы внутренности лодки - в переборках вырезаны широкие дверные проемы, большая часть оборудования отсека отсутствует.
Трап ведет к носовому аварийному люку:
16 Б-396 _1280.JPG

Носовой аварийный (сверху) и торпедопогрузочный (слева) люки:
18 Б-396 _1310.JPG

2-й отсек - жилой и аккумуляторный.

У носовой переборки сохранился шпиль:
20 Б-396 _2210.JPG

Остальная часть отсека слабо напоминает реальный интерьер подлодки:
22 Б-396 _2200.JPG

Кают-компания:
24 Б-396 _2230.JPG

Каюта врача:
26 Б-396 _2300.JPG

Гальюн:
28 Б-396 _2320.JPG

3-й отсек - центральный пост (главный командный пункт).

У носовой переборки - пульт управления горизонтальными и вертикальным рулями "Пирит". Справа от него - ПУТС (прибор управления торпедной стрельбой).
Управлял рулями, сидя в кресле, боцман.
32 Б-396 _3220.JPG

За креслом боцмана - экран ГАС миноискания:
34 Б-396 _3250.JPG

Вид в корму:
36 Б-396 _3340.JPG
Справа вверху - тубус люка, ведущего в боевую рубку. В неё выведены перископы.

По правому борту размещаются в основном приборы, относящиеся к БЧ-5 (злектромеханической), в частности:
Машинные телеграфы:
38 Б-396 _3330.JPG

Рабочее место командира БЧ-5 - пульт "Вольфрам" (управление общекорабельными системами):
40 Б-396 _3350.JPG

По левому борту:
Рубка гидроакустика:
44 Б-396 _3370.JPG

Штурманская рубка:
46 Б-396 _3380.JPG

Рубка радиометристов (операторов РЛС):
48 Б-396 _3410.JPG

4-й отсек - жилой и аккумуляторный.
На Б-396 он полностю выпотрошен, осталось немного от радиорубки (по левому борту) и камбуза (по правому борту):
49 Б-396 _4210.JPG

5-й отсек - дизельный.
Вид в нос, на переборку между 4-м и 5-м отсеками:
51 Б-396 _5240.JPG

В носовой части отсека отделенная переборкой выгородка дистанционного управления дизелями:
52 Б-396 _5210.JPG

Основная часть 5-го отсека. Здесь размещались 3 шестицилиндровых дизеля 2Д42М по 1900 л.с. У кормовой переборки виден дизель-компрессор ДК-10-2 (для производства ВВД - воздуха высокого давления):
54 Б-396 _5250.JPG

Остался только дизель правого борта:
56 Б-396 _5270.JPG

6-й отсек - электромоторный.
Здесь находились 3 ГГЭД (главных гребных электродвигателя): 1 ПГ102 (2700 л.с.) по центру и 2 ПГ101 (по 1350 л.с.) по бортам.
ГГЭДы управлялись с помощью главных ходовых станций (ГХС), расположенных прямо над ними.

Вид в нос. Видны ГХС бортовых двигателей (между ними была еще ГХС центрального). С помощью синих штурвалов производились переключения режимов работы ГГЭД:
60 Б-396 _6220.JPG

Электродвигатель ПГ101 правого борта:
64 Б-396 _6300.JPG

Машинные телеграфы бортовых двигателей, над ними индикаторы положения горизонтальных рулей:
66 Б-396 _6310.JPG

Вид в корму. У кормовой переборки по правому борту - совмещенные гальюн и душевая:
68 Б-396 _6270.JPG

7-й отсек - жилой.
Здесь размещались 12 коек старшин и матросов, запасной командный пункт, станция воздушно-пенного пожаротушения, системы гидравлики, кормовой аварийный люк и другие системы.
В трюме находится электродвигатель экономхода ПГ104К (140 л.с.).

Вид в корму:
70 Б-396 _7220.JPG

Вид в нос. Справа ВИПС - устройство для выстреливания имитационных и сигнальных патронов (похоже на маленький торпедный аппарат):
72 Б-396 _7270.JPG

Официальное название: "Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России"
г.Москва, ул.Свободы, 56 (парк "Северное Тушино"), метро "Сходненская". Открыто каждый день с 11 до 18 часов.
Сайт музея
Точка на Яндекс-картах

Кроме подлодки, в экспозиции музея есть экраноплан "Орленок", катер на воздушной подушке "Скат", разные детали от кораблей (гребной винт, перископ и т.д.). В здании музея - экспозиция, по большей части состоящая из моделей отечественных подлодок с древности и до наших дней. Вход внутрь ПЛ Б-396 и на выставку в здании - платные, на остальную территорию вход свободный.

Ссылки по теме:
Б-396 в Википедии
Б-396 - историческая справка
Пооект 641Б на deepstorm.ru , на russianships.info

Tags: вмф, корабли-музеи, москва, музей, подлодки, флот
Subscribe

Posts from This Journal “корабли-музеи” Tag

promo cheslav_kara february 8, 2019 18:55 15
Buy for 10 tokens
Броненосный крейсер "G.Averof" - самый известный и самый легендарный корабль греческого флота, участник 5 войн и 2 мятежей, ныне находится на вечной стоянке в пригороде Афин, районе Палео-Фалирон. Несколько утрируя, можно сказать, что для греков он как для нас "Аврора", "Варяг" и "Потёмкин" в одном…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments