Cheslav (cheslav_kara) wrote,
Cheslav
cheslav_kara

Category:

ФД21-3000 в Новосибирске ("Лучший паровоз Советского Союза").

Магистральные паровозы серии ФД ("Феликс Дзержинский") были самыми тяжелыми и мощными среди советских серийных грузовых паровозов. Один из них, с номером 3000, выкрашенный в знак особого отличия в синий цвет, ныне стоит на вечной стоянке в Новосибирске, как памятник труду железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.
0 паровоз ФД21-3000 _ 015.jpg

Еще 6 фото (2103г; кликабельны, как всегда):

Паровоз ФД был разработан в конце первой пятилетки (в 1930-31гг) специально для вождения больших и тяжелых товарных поездов. Большой сцепной вес (104 т - рекорд среди советских серийных паровозов) позволял паровозу развивать большую тягу. Но в то же время большой вес был и его проблемой - многие участки железных дорог не выдерживали такой нагрузки (осевая нагрузка ведущих пар составляла около 21 т). К середине 1960-х паровозы ФД были выведены из эксплуатации.
4 паровоз ФД21-3000 _ 003.jpg

Паровозы строились на Ворошиловградском (Луганском) паровозостроительном заводе с 1931 по 1942г. Всего было построено 2925 паровозов серии ФД20 и 286 серии ФД21.
8 паровоз ФД21-3000 _ 002.jpg

Осевая формула 1-5-1; вес служебный 135 т (235 т с тендером), сцепной вес 104 т;
мощность до 3100 л.с., сила тяги 21 200—23 300 кгс; скорость 85 км/ч.
6-осный тендер типа 6П вмещал 49 куб.м. воды и 22 тонны угля.
10 паровоз ФД21-3000 _ 010-1.jpg

Юбилейный, 3000-й паровоз, построенный в 1940г, был торжественно вручен машинисту станции Новосибирск Томской железной дороги Николаю Александровичу Лунину, известному новатору железнодорожного транспорта, инициатору т.н. "лунинской системы" (при ней паровозная бригада активно участвовала в ремонте своего паровоза, что резко повысило эффективность эксплуатации локомотивов).
По некоторым данным, вскоре после войны паровозу Лунина приказом НКПС было присвоено звание «Лучший паровоз Советского Союза».
12 паровоз ФД21-3000 _ 004.jpg

На тендере надписи:
"Вечная слава Труженикам тыла
обеспечившим своим самоотверженным
трудом победу нашего народа в
Великой Отечественной войне 1941 - 1945 года
"

"Паровоз старшего машиниста Лунина Н.А
Героя социалистического труда.
Состав бригады:
машинисты: Ласточкин И.Д, Чирков Г.В.
пом.машиниста: Шепталин В.И., Цибизов Н.Ф, Галагуш Д.А.
кочегары: Сливаков В.И, Гайворонский А.С, Алексеенко И.Д.
"

паровоз ФД21-3000 _ 012.jpg

Паровоз был установлен на вечную стоянку на проспекте Димитрова, у путепровода через железную дорогу, недалеко от станции Новосибирск-Главный в 1980г ( в некоторых источниках неверно указывается 1985г).
Официальное название монумента: "Мемориал славы труженикам тыла 1941-1945гг"
Точка на Яндекс-картах
Координаты 55.0274, 82.9037

паровоз ФД21-3000 _ 013.jpg

Ну и до кучи - рисунок паровоза серии ФД20 из старой "Техники-молодежи":
ФД-схема-.jpg

Ссылки по теме:
Паровозы ФД: на pro-parovoz.ru; на цжд.рф; в Википедии
Статья о ФД21-3000
О Лунине
Tags: жд, памятник, паровозы, россия, техника
Subscribe

Posts from This Journal “жд” Tag

promo cheslav_kara february 8, 2019 18:55 17
Buy for 10 tokens
Броненосный крейсер "G.Averof" - самый известный и самый легендарный корабль греческого флота, участник 5 войн и 2 мятежей, ныне находится на вечной стоянке в пригороде Афин, районе Палео-Фалирон. Несколько утрируя, можно сказать, что для греков он как для нас "Аврора", "Варяг" и "Потёмкин" в одном…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments