Cheslav (cheslav_kara) wrote,
Cheslav
cheslav_kara

Categories:

Подлодка Б-413 в Калининграде.

Подводная лодка-музей Б-413 пришвартована у Музея Мирового океана в центре Калининграда. Она является представителем проекта 641 - одного из самых удачных и массовых советских послевоенных проектов дизель-электрических подводных лодок.
0 ПЛ Б-413 _122.jpg
Б-413 вошла в строй в 1969г. Базировалась на Северном флоте, несла службу в Атлантике и Средиземном море. Неоднократно совершала дальние походы, в т.ч. с посещением иностранных портов. В 1990г переведена на Балтику. В 1999г списана, в 2000 - стала музеем.
В её отсеках в основном сохранена та обстановка, что была на действующей лодке, так что можно наглядно представить себе условия жизни и службы подводников того времени.

Далее 35 фото (лето 2016г):

Лодки 641-го проекта строились с 1959 по 1971г для ВМФ СССР, а также (до 1983г) для Индии, Ливии и Кубы. Всего было построено 75 ед, в т.ч. 17 ед. на экспорт (2 ПЛ в 1987-88гг были переданы Польше из состава ВМФ СССР).

Водоизмещение, надводное/подводное - 1945/2470 т;
Длина - 91,3 м, ширина - 7,5 м;
Скорость - 16 узлов;
Глубина погружения - рабочая 250 м, предельная - 280 (по др.данным - до 380) м;
Дальность максимальная - 30 тыс. миль (в надводном положении)/ 16 тыс. миль под РДП;
Дальность подводная - 400 миль (2 уз)/ 15,3 миль (16 уз);
Автономность 90 суток;
Экипаж - до 80 человек;
Вооружение - 10 ТА 533 мм (6 в носу, 4 в корме), боезапас - 22 торпеды или 32 мины.

Вход в лодку сейчас осуществляется через специально оборудованные (внештатные) люки в носу и корме:
2 ПЛ Б-413 _350.JPG

Ограждение рубки и выдвижных устройств. Серые квадраты - антенны гидроакустической станции (ГАС) шумопеленгования МГ-10 «Кола»:
4 ПЛ Б-413 _420.JPG

Выдвижные устройства, слева направо:
перископ атаки ПК-8,5;
зенитный и навигационный перископ ПЗНГ-8М;
станция радиоразведки «Накат»;
антенна радиопеленгатора АРП-53 «Завеса» (рамка из трубок);
РЛС обнаружения надводных целей «Флаг»;
антенна радиотехнического комплекса ВАН;
антенна ВЧ радиосвязи «Ива-МВ» (она расположена отдельно, за огражением рубки и при погружении заваливается на верхнюю палубу)
6 ПЛ Б-413 _490.JPG

Вход в первый (носовой) отсек через люк, оборудованный, если не ошибаюсь, на бывшем месте торпедопогрузочного люка. Слева и справа, под настилом верхней палубы, оранжевые баллоны воздуха высокого давления (ВВД):
8 ПЛ Б-413 _800.JPG

Первый отсек - торпедный. Здесь находятся 6 торпедных аппаратов (видный красные звезды на крышках двух верхних) и хранился боезапас к ним.
Справа на стеллаже - реактивная всплывающая мина РМ-2.
Сейчас этот отсек - самый "музеифицированный", здесь выставлены многочисленные модели подлодок с 19-го века и до наших дней, информационные стенды, экраны и прочие "наглядные пособия".
10 ПЛ Б-413 _1000.JPG

Черные штуки сверху - приводы носовых горизонтальных рулей, справа красно-белая - головная часть учебной торпеды, прямо - задние крышки торпедных аппаратов 5 и 6:
12 ПЛ Б-413 _1500.JPG

Между торпедными аппаратами расположен один из приборов управления торпедной стрельбой - пульт 2Л-1 для ввода параметров курса торпеды:
14 ПЛ Б-413 _1800.JPG

Переборка между первым и вторым отсеками (вид из 2-го):
20 ПЛ Б-413 _2100 2й вид в нос.JPG

Второй отсек является жилым (в верхней половине) и аккумуляторным (они расположены в трюме). Здесь находятся кают-компания, каюты офицеров и рубка гидроакустиков.
Вид в нос:
22 ПЛ Б-413 _2200 2й вид в нос.JPG

Кают-компания:
24 ПЛ Б-413 _2722.jpg
Стол при необходимости превращается в операционный, над ним - специальные медицинские софиты.

Каюта командира:
26 ПЛ Б-413 _2350.JPG

4-х местная каюта:
28 ПЛ Б-413 _2400.JPG

Третий отсек - центральный пост.
Вид от кормовой переборки в нос вдоль правого борта:
32 ПЛ Б-413 _3110 ЦП вид в нос.JPG
Куча штурвалов справа - управление системой погружения и всплытия лодки. На носовой переборке видны машинные телеграфы, а под ними - пост управления вертикальным рулём (то есть корабельный штурвал, проще говоря).

Машинный телеграфы (3 шт., соответственно числу валов):
34 ПЛ Б-413 _3090.JPG

Индикация состояния кингстонов и клапанов вентиляции балластных цистерн:
36 ПЛ Б-413 _3250.JPG

Штурманская рубка:
38 ПЛ Б-413 _3400 штурманская в ЦП.JPG

Гальюн:
40 ПЛ Б-413 _3300.JPG

Над центральным постом находится боевая рубка. Именно отсюда (а не из центрального поста) производится наблюдение через перископы. На стенках рубки находятся многочисленные приборы: машинные телеграфы, тахометры, глубиномер, указатели скорости и курса и т.д.:
42 ПЛ Б-413 _3910 рубка.JPG

ПЗНГ-8М - перископ зенитный и навигационный:
44 ПЛ Б-413 _3940 ПЗНГ-8М.JPG
(второй перископ на лодке - командирский (атаки) ПК-8.5; расположен тут же рядом).

Переборочная дверь между третьим и четвертым отсеками (вид из 4-го; желтый цилиндр с усеченной верхушкой - гирокомпас "Курс-5"):
50 ПЛ Б-413 _4050 из 4го в 3й.JPG

Четвёртый отсек похож на второй - он тоже жилой и аккумуляторный.
Вид в корму (вдали через открытую дверь виден уже 5-й, дизельный отсек):
52 ПЛ Б-413 _4100 4й вид в корму.JPG

Рубка ОСНАЗ (радиоразведки):
54 ПЛ Б-413 _4320.JPG

Каюта старпома:
56 ПЛ Б-413 _4340.JPG

Одно из важнейших мест на любом корабле - камбуз:
58 ПЛ Б-413 _4370.JPG

Также в 4-м отсеке находятся радиорубка, секретная часть, каюта командира БЧ-5 (электромеханической), кают-компания старшин и др.

5-й отсек - дизельный.
Носовая часть 5-го отсека отделена переборкой (чтобы изолировать посты вахтенных от страшно гремящих и пышущих жаром дизелей). На ней находятся приборы контроля и управления дизелями. Видно, что большинство из них в трех экземплярах - по числу главных двигателей:
60 ПЛ Б-413 _5040 5й нос. часть (вид в корму).JPG
(вид в корму из двери между 4-м и 5-м отсеками)

Основная часть 5-го отсека. Здесь находятся 3 дизеля 2Д42 по 1900 л.с. каждый, использующиеся для надводного хода и зарядки АКБ.
Вид в корму:
62 ПЛ Б-413 _5200 5й вид в корму.JPG

Вид в нос (серая труба на первом плане - выхлоп дизелей, как я понимаю):
64 ПЛ Б-413 _5450.JPG

Один из двух расположенных у кормовой переборки дизель-компрессоров воздуха высокого давления:
66 ПЛ Б-413 _5330.JPG
Четыре манометра слева - четыре ступени сжатия. ВВД (до 200 атм.) используется для продувки балластных цистерн при всплытии.

Переборка между 5-м и 6-м отсеками. В переборках, отделяющих 5-й отсек от соседних, двери не круглые (как люки), а большие прямоугольные:
70 ПЛ Б-413 _6050 из 6го в 5й.JPG

Шестой отсек - электромоторный.
Здесь расположены главные гребные электродвигатели (ГЭД) - центральный ПГ-102 (2700 л.с.) и бортовые ПГ-101 (по 1350 л.с.), также ПГ-104 (140 л.с. - для экономического хода), опреснители, электрокомпрессор и прочее.

Большую часть пространства в отсеке занимают большие желтые "шкафы" - это главные ходовые станции (ГХС), с помощью которых и производится управление электродвигателями (сами они находятся внизу, сразу под ГХС).
Вид в нос. ГХС правого и центрального ГЭД:
72 ПЛ Б-413 _6310 6й вид в нос.JPG

ГХС левого и центрального ГЭД:
74 ПЛ Б-413 _6320 6й вид в нос.JPG

Тут тоже есть гальюн и душевая:
76 ПЛ Б-413 _6510.JPG

7-й отсек - кормовой торпедный.
Здесь находятся 4 торпедных аппарата (кстати, лодки проект 641 стали последними советскими подлодками с кормовыми ТА):
80 ПЛ Б-413 _7440.JPG

Аварийно-спасательный люк и резиновый тубус вокруг него (в сложенном виде):
82 ПЛ Б-413 _7503.JPG

А вот так этот самый люк выглядит снаружи:
84 ПЛ Б-413 _9800.JPG

Б-413 в Википедии
О лодках проекта 641: На сайте "Штурм глубины", на russianships.info
Подробный фоторепортаж о Б-413 (с рассказами о службе и морскими байками) .

Лодка открыта каждый день, кроме вторника, с 10 до 18 часов.
Сайт Музея Мирового океана (время работы )
Адрес: г. Калининград, набережная Петра Великого, 1
Точка на Яндекс-картах
Координаты 54.7066, 20.4937
Tags: вмф, военное дело, корабли-музеи, музей, флот
Subscribe

Posts from This Journal “корабли-музеи” Tag

promo cheslav_kara february 8, 2019 18:55 17
Buy for 10 tokens
Броненосный крейсер "G.Averof" - самый известный и самый легендарный корабль греческого флота, участник 5 войн и 2 мятежей, ныне находится на вечной стоянке в пригороде Афин, районе Палео-Фалирон. Несколько утрируя, можно сказать, что для греков он как для нас "Аврора", "Варяг" и "Потёмкин" в одном…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments