Cheslav (cheslav_kara) wrote,
Cheslav
cheslav_kara

Category:

Крейсер "Г.Авероф" - легенда греческого флота.

Броненосный крейсер "G.Averof" - самый известный и самый легендарный корабль греческого флота, участник 5 войн и 2 мятежей, ныне находится на вечной стоянке в пригороде Афин, районе Палео-Фалирон. Несколько утрируя, можно сказать, что для греков он как для нас "Аврора", "Варяг" и "Потёмкин" в одном лице.
0 БКР Георгиус Авероф _900.JPG
Корабль был построен в Италии, в Ливорно, в 1907-11гг как третий в серии крейсеров типа "Amalfi", однако еще на стапеле был выкуплен Грецией, которая остро нуждалась в современных боевых кораблях в преддверии скорой войны с Турцией.
Треть стоимости корабля необходимо было внести сразу. Но у правительства Греции таких денег не было, и тогда эту сумму внесло богатое семейство Авероф. В честь главы этой семьи, миллионера и мецената Георгиуса Аверофа, и был назван крейсер. Кстати, официально название пишется как "G.Averof", т.е. без расшифровки имени. И классифицируется он в греческом флоте не как крейсер, а как линейный корабль.

Далее 36 фото (октябрь 2016г):

Служба "Аверофа" началась не особо удачно. Сразу же после постройки он был послан в Англию для участия в морском параде по случаю коронации Георга V. При подходе к Спитхеду крейсер сначала сел на мель, затем, уже во время стоянки в порту, команда устроила бунт (по поводу сыра с плесенью, которым, как деликатесом, их стали угощать англичане).
Но всё обошлось, а уже в следующем, 1912 году, новейший греческий броненосный крейсер полностью оправдал возлагавшиеся на него надежды. В ходе 1-й балканской войны (Греция, Болгария, Сербия, Черногория против Турции) "Г.Авероф", будучи самым мощным и быстроходным кораблем во флотах воюющих держав, обеспечил победу греческого флота над турецким в морских сражениях у мыса Элии (декабрь 1912) и у о-ва Лемнос (январь 1913г).
2 БКР Георгиус Авероф _102.jpg

В ходе 2-й балканской войны "Г.Авероф" занимался только патрулированием, случая вступить в бой не представилось.
В Первой мировой крейсер участвовал недолго (Греция официально вступила в неё только под конец, в 1917г), но после капитуляции Османской империи пришел в Константинополь, гордо продемонстрировав греческий флаг в сердце Турции.
4 БКР Георгиус Авероф _720.JPG

Следующая война в карьере "Г.Аверофа" - греко-турецкая 1919-22гг, в ходе которой он занимался обстрелами турецкого побережья и перевозками войск и беженцев.
В 1935г крейсер активно участвовал в т.н. "антимонархическом мятеже", вступал в боестолкновения с правительственными авиацией и береговыми батареями, и ушел на Крит. Но в конце концов мятеж потерпел поражение и крейсер вернулся в Грецию.

Схема крейсера из справочника 1915г (толщины брони даны округленно и не везде верно):
6 G.Averoff - схема бронирования (1923г).jpg
Водоизмещение 10200 т; длина 140 м, ширина 21 м; скорость 23 узла; дальность плавания 18,5 узловым ходом - 2480 миль;
2 4-х цилиндровые паровые машины общей мощностью 19 000 л.с.; 22 котла Бельвилля; 2 винта.
Вооружение: 4 234 мм (9,2-дм) и 8 190 мм (7.5-дм) 45-калиберных орудий Армстронга в двухорудийных башнях (обозначения орудий соответственно BL 9.2 inch Mk X и 190/45 A Model 1908).
Также имелись 16 76-мм в качестве противоминного калибра. Впоследствии их кол-во было сокращено до 8, и установлены 4 76-мм и 6 37-мм зениток.
3 450-мм ТА были демонтированы в межвоенный период.

Вид на носовую надстройку. Хорошо видно, где борт защищен бронёй:
8 БКР Георгиус Авероф _230.JPG
Данные по бронированию в разных источниках немного расходятся, но в целом так: главный пояс 200 мм (80 мм в оконечностях), верхний пояс - 180 (или 175) мм, башни ГК - 200 мм , башни 190 мм орудий, барбеты и траверзы- 180 (или 175) мм,
палуба 50 (или 40) мм, боевая рубка - 180 мм.

В годы Второй мировой войны "Г.Авероф", изо всех сил напрягая свои изношенные машины, занимался охраной конвоев от немецких рейдеров в Индийском океане.
Кстати, греческий флагман был единственным броненосным крейсером, участвовавшим в своем изначальном качестве в обоих мировых войнах.
Крейсер нес службу до 1952г, затем долгое время числился в резерве, а в 1985г стал музеем.
10 БКР Георгиус Авероф _270.JPG

Вид на кормовые башни:
20 БКР Георгиус Авероф _1300.JPG

Кормовая надстройка и левая кормовая 190-мм башня:
22 БКР Георгиус Авероф _1830.JPG

Кормовая боевая рубка с дальномерным постом на ней:
24 БКР Георгиус Авероф _2350.JPG

Внутри неё:
26 БКР Георгиус Авероф _2500.JPG

Палуба надстройки (она же шлюпочная), левый борт, вид в нос. Белая штуковина слева - подъемник боеприпасов для стоявших здесь когда-то 76-мм орудий.
30 БКР Георгиус Авероф _4500.JPG

Левая носовая 190-мм башня. Обратите внимание на сложную форму крыши:
31 БКР Георгиус Авероф _4300.JPG

Переходим на правый борт и идем в носовую часть надстройки. Слева - дверь в штурманскую рубку, дальше полукруглая стенка - это боевая рубка (из смотровой щели выходят переговорные трубы), дверь прямо ведёт в ходовую рубку. Сверху видны носовой дальномерный пост и открытый ходовой мостик:
32 БКР Георгиус Авероф _3600.JPG

Внутренность боевой рубки:
34 БКР Георгиус Авероф _3900.JPG
Слева видна лесенка и лаз в дальномерную рубку.

Ходовая рубка, для управления кораблем в мирное время:
36 БКР Георгиус Авероф _4000.JPG

Дальномерный пост на фор-марсе:
38 БКР Георгиус Авероф _3570.JPG

Вид с мостика на бак и носовую 234-мм башню:
40 БКР Георгиус Авероф _3400.JPG

Вид с бака:
44 БКР Георгиус Авероф _5850.jpg

Носовая надстройка; хорошо виден каземат, где стояло 76-мм орудие:
46 БКР Георгиус Авероф _5870.JPG

Теперь пойдем по внутренним помещениям.
Командный камбуз:
48 БКР Георгиус Авероф _5300.JPG

Средняя часть надстройки (правый борт):
50 БКР Георгиус Авероф _4600.JPG

Спускаемся на жилую (батарейную) палубу:
56 БКР Георгиус Авероф _6030.JPG

В носовой части - кубрик старшин на 18 мест:
59 Г.Аверов внутри - носовой кубрик на 18 старшин _1.jpg
(доступ сюда ограничен, так что фото не моё, автора не знаю)

А так на "Г.Аверофе" спали матросы - в подвесных койках (средняя часть жилой палубы, между барбетами 190-мм башен) :
58 БКР Георгиус Авероф _6500.JPG

Идем дальше в корму: паровые лебедки, обслуживающие главную грузовую стрелу (на грот-мачте):
60 БКР Георгиус Авероф _6800.JPG

Дверь в кормовом траверзе (толщина брони 180 мм), левый борт, вид в нос:
62 БКР Георгиус Авероф _7800.JPG

Пространство жилой палубы между кормовым бронированным траверзом и кормовой башней ГК (справа виден ее барбет):
64 БКР Георгиус Авероф _7900.JPG

Офицерская кают-компания находится по левому борту рядом с барбетом кормовой 234-мм башни:
70 БКР Георгиус Авероф _7700.JPG

Контраст с командными помещениями разительный:
72 БКР Георгиус Авероф _7500.JPG

Одна из офицерских кают:
80 БКР Георгиус Авероф _7200.JPG

Другая:
82 БКР Георгиус Авероф _7400.JPG

Капитанский (если правильно помню) санузел:
84 БКР Георгиус Авероф _8100.JPG

Водонепроницаемые двери, ведущие в адмиральские помещения в кормовой части жилой палубы:
85 БКР Георгиус Авероф _8500.JPG

Адмиральская столовая, за ней кабинет:
86 БКР Георгиус Авероф _8600.JPG

А подышать свежим морским воздухом адмирал мог на балкончике в корме:
88 БКР Георгиус Авероф _400.JPG

Сражение у острова Лемнос 5 января 1913г в представлении греческого художника ("Г.Авероф" - трехтрубный в центре, справа вверху - турецкие броненосцы "Барбарос" и "Тургут Реис"):
90 БКР Георгиус Авероф _16400 Лемнос, 5 янв 1913г.JPG

Планы палуб (на нижнюю, к сожалению, доступ только с организованной экскурсией):
88 БКР Георгиус Авероф _10600.JPG

Из кораблей Российского флота ближе всего по конструкции к "Г.Авероф" 2-й "Рюрик". Русский крейсер больше (15 тыс т. против 10 тыс.), имеет такое же кол-во и расположение орудий главного и вспомогательного калибров, но калибр их немного больше (254 и 203 мм против 234 и 190). Кроме того у "Рюрика" имеется мощная противоминная батарея из 20 120-мм пушек (на "Г.Авероф" только маловразумительные трехдюймовки). Но греческий крейсер быстроходнее (23 узла против 21) и несколько лучше защищен (главный пояс 200 мм против 152, верхний 180 мм против 76, правда бронепалуба одна (до 50 мм) против двух (38 и 25 мм) на Рюрике).

Сайт музея
Статья в Википедии (рус., англ.)
Еще статья
Крейсер открыт со вторника по пятницу с 9.00 до 14.00, а в выходные с 10.00 до 17.00.
Как добраться: район Афин Palaio Faliro, рядом с парком Parko Naftikis Paradosis (Парк Морских традиций). Трамваи Т3, Т4 от метро Faliro (из поезда метро наверх, по мосту через дорогу и справа внизу ост.трамвая) до станции Trokantero. Перейти дорогу справа от трамвая и идти направо вдоль ограды парка, пока не увидите характерные мачты крейсера. Либо на трамвае Т4 от площади Sintagma.
Билет в будочке у трапа "Аверофа", действителен также на ЭМ Velos.
Координаты 37.9334, 23.6843
Tags: греция, история, корабли-музеи, флот
Subscribe

Posts from This Journal “корабли-музеи” Tag

promo cheslav_kara march 25, 18:27 4
Buy for 10 tokens
Руины майянского города Ушмаля - они из самых впечатляющих на полуострове Юкатан. Его строения, возведенные в стиле Пукк - одни из самых красивых во всей культуре майя. Само название Ушмаль (Uxmal), по наиболее распространенной версии, означает "трижды построенный", что вероятно, указывает на то,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments